"ШКОЛА СКАЗОЧНИКА. Сказочный атлас природы Ханты-Мансийска"

Россия, Ханты-Мансийск
Количественные результаты:
- проведено 6 встреч участников проекта со специалистами (биологами, эклогами, краеведами);
- организовано 7 творческих занятий по литературному мастерству;
- проведено 2 экскурсии по экологическим тропам «Самаровского чугаса»;
- 30 сказок, 2 стихотворения, 2 комикса создано юными участниками за время реализации проекта;
- 51 информационная статья о флоре и фауне Ханты-Мансийского леса и 11 элементов инфографики создано авторским коллективом проекта;
- издано 400 экземпляров книги «Сказочный атлас природы Ханты-Мансийска» с дополненной реальностью;
- снято 7 видеороликов (по одному для каждого раздела книги);
- разработано AR-приложения «Сказочный атлас природы Ханты-Мансийска», 2 версии – для Android и iOs.
Качественные результаты:
В ходе реализации проекта удалось сформировать на базе детской библиотеки сообщество юных авторов, творческих детей и активных родителей. Под руководством библиотекарей, биологов, краеведов они достигли ключевой цели проекта – создали абсолютно уникальное издание. «Сказочный атлас природы Ханты-Мансийска» – это одновременно туристический гид, рассказывающий о природных богатствах нашего края, пособие для юного натуралиста и сборник сказок. Кроме того, это книга с дополненной реальностью. Текстовая и иллюстративная информация дополнена видеороликами и анимацией, которые «встроены» в пространство книги. Мы уверены, что такое необычное издание, созданное детьми, обратит внимание горожан на уникальность природы Ханты-Мансийска, заинтересует проблемой сохранения экосистем и биологического разнообразия, напомнит о важности бережного отношения к окружающему миру.

Проект «Школа сказочника» реализуется нами уже второй год. Однако именно в 2019 году он привлёк наибольшее число творческих детей. Мы набрали две группы по 17 и 18 ребят – максимальное число участников для комфортной работы в формате диалога. Кроме того удалось разделить юных авторов по возрасту: от 7 до 9 и от 10 до 12 лет. Это позволило сделать занятия более эффективными и интересными для каждой возрастной группы.
17 марта мы открыли проект первым занятием – «Посвящением в сказочники». Ребята познакомились друг с другом, поговорили об ответственности писательского труда и даже произнесли настоящую клятву сказочника. Участники вместе попробовали придумать первые наброски сюжетов для будущих сказок.
С марта по июнь два раза в месяц в детской библиотеке проходили встречи в рамках проекта. Мы разработали два блока занятий – встречи со специалистами и творческие мастер-классы. Причём вторые были тесно взаимосвязаны с первыми. Каждый гость давал ребятам тему для работы на последующем творческом мастер-классе.
Дети встретились с ихтиологом-рыбоводом Сергеем Пивоварчиком, микологом, создателем Клуба гриболюбов Югры Ниной Филипповой, биологом Татьяной Струсь, краеведом, биологом Надеждой Кориковой. «Сказочные учителя» знакомили ребят с уникальной флорой и фауной Ханты-Мансийска. О значении природы в мифах и легендах коренных народов округа ребятам рассказала краевед, знаток культуры обско-угорских  Алла Иштимирова-Посохова. Встречи проходили в формате пресс-конференции, экскурсии, дружеской беседы. Как только позволила погода, участники проекта отправились в лес, чтобы не только изучить теорию, но и самостоятельно наблюдать за природой.
В рамках творческих мастер-классов ребята узнали, как строится сюжет сказки, как объединить выдуманное и реальное, как донести до читателя основную мысль, как использовать выразительные средства и писать реалистичные диалоги. На каждом занятии участники пробовали сочинить небольшую историю, читали её вслух и обсуждали, как сделать её ещё интереснее. Дома им предстояло доработать сказку, опираясь на замечания руководителей Натальи Пивоварчик и Елены Капитановой и предложения других участников группы. Также были проведены индивидуальные занятия.
В ходе работы ребята сочинили 32 сказки и 2 стихотворения. На основе 2 сказок юные авторы нарисовали комиксы.
В июле творческий коллектив проекта приступил к созданию книги. Литературные произведения были отредактированы, затем был разработана структура атласа, и началась работа над его справочной частью. Сказки были распределены на 6 разделов, в зависимости от упоминания в них биологических видов: «Грибы», «Растения», «Звери», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые и паукообразные». К каждому разделу написаны информационные статьи обо всех представителях флоры и фауны, упомянутых в сказках, адаптированные для детского восприятия. К созданию статей были привлечены научные сотрудники Природного парка «Самаровский Чугас» Т.Н. Струсь и А.В. Бочков, кандидат биологических наук, миколог, ведущий инженер лаборатории микологии Югорского государственного университета Н.В. Филиппова, старший научный сотрудник отдела природы Музея Природы и Человека Н.Н. Корикова, ихтиолог-рыбовод С.Ф. Пивоварчик.
В сентябре мы приступили к работе над визуальным оформлением книги. Графическую концепцию «Сказочного атласа природы Ханты-Мансийска», а также все иллюстрации создала художник-иллюстратор из Екатеринбурга Ксения Скоморохова. В работе она опиралась на рисунки и идеи юных участников проекта. Также она воплотила в профессиональной графике комиксы, нарисованные ребятами.
Создавая макет, мы думали и о том, как будем «оживлять» книгу. Началась  подготовка материалов для AR-приложения. Мы сняли 7 видеороликов: используя смартфон, читатель сможет увидеть в каждом разделе книги своеобразный лесной лайфхак для любителя природы. В съёмках приняли активное участие выпускники «Школы сказочника». Ребята показали, как подготовиться к походу в лес, как правильно собирать грибы, как сделать кормушку, удочку и репеллент своими руками, как приготовить вкусные блюда из трав, собранных в лесу. Также был разработан анимационный персонаж – комар, который по ходу чтения обращает внимания читателя на самые интересные и важные моменты, высказывает замечания и даёт пояснения. Книга получилась действительно интересной, информационно насыщенной и необычной.

Мероприятия в хронологическом порядке:
17 марта, 12:00  – творческое занятие «Посвящение в сказочники» (старшая группа);
17 марта, 14:00  – творческое занятие «Посвящение в сказочники» (младшая группа);

23 марта, 12:00 – встреча с ихтиологом-рыбоводом, педагогом Станции юных натуралистов Сергеем Пивоварчиком «Тайны подводного мира» (старшая группа);
24 марта, 14:00 – встреча с ихтиологом-рыбоводом, педагогом Станции юных натуралистов Сергеем Пивоварчиком «Тайны подводного мира» (младшая группа);

7 апреля, 12:00 – творческий мастер-класс «Как рождаются истории» (старшая группа);
7 апреля, 14:00 – творческий мастер-класс «Как рождаются истории» (младшая группа);


14 апреля, 12:00 – встреча с микологом, создателем Клуба гриболюбов Югры Ниной Филипповой «Опасные и вкусные» (старшая группа);
14 апреля, 14:00 – встреча с микологом, создателем Клуба гриболюбов Югры Ниной Филипповой «Опасные и вкусные» (младшая группа);


20 апреля, в 15:00 – встреча с краеведом, знатоком культуры обско-угорских народов Аллой Иштимировой-Посоховой «Легенды заповедного леса» (старшая и младшая группы совместно);

20 апреля, в 13:00 – творческое занятие (индивидуальная работа) с детской писательницей Натальей Пивоварчик;

19 мая, 12:00 – встреча со специалистом Природного парка «Самаровский Чугас» Татьяной Струсь «Древнейшие жители земли» (старшая и младшая группы совместно);

26 мая, 12:00 – творческий мастер-класс «Пишем выразительно» (старшая группа);

26 мая, 14:00 – творческий мастер-класс «Пишем выразительно» (младшая  группа);

9 июня, 11:00 – экскурсия по экологической тропе «Самаровского Чугаса» с биологом, краеведом Надеждой Кориковой (старшая группа);
9 июня, 13:00  – экскурсия по экологической тропе «Самаровского Чугаса» с биологом, краеведом Надеждой Кориковой (младшая группа);

10 июня – 7 июля - приём творческих работ от участников проекта для проведения отбора с целью публикации в сборнике "Сказочный атлас природы Ханты-Мансийска", отбор произведений.

7 июля – 31 августа – редактирование произведений, написание информационных статей для «Сказочного атласа природы Ханты-Мансийска»;

1 – 31 сентября – вёрстка  макета "Сказочного атласа природы Ханты-Мансийска", создание художником обложки,  иллюстраций, комиксов и элементов инфографики по эскизам юных участников проекта;

1 – 31 октября – вычитка и корректорская правка книги, подготовка материалов для разработки AR-приложения «Сказочный атлас природы Ханты-Мансийска»: съёмка видеороликов, создание сценариев и раскадровки для анимационных роликов, озвучка персонажа;

1-29 ноября – печать тиража книги, разработка AR-приложения «Сказочный атлас природы Ханты-Мансийска», создание 3D-модели анимационного персонажа, отладка работы приложения.